сергей митрохин

Грабительская приватизация как традиционная ценность


Ее изобрел не Чубайс, а РПЦ.

Российский суд в 15-м веке был таким же, как и сейчас.

Захват городской земли под строительство храмов в полном объеме возрождает одну из важнейших традиций церковного стяжательства на Руси. Начиналась она с захвата земли, находящейся, как и сейчас, не в частной, а в общей собственности, которая сегодня называется государственной (муниципальной) а тогда крестьянами именовалась землей великого князя. Принадлежала она черным волостям, т.е. независимым от феодалов крестьянским общинам.

Предвидел ли Сергий Радонежский, основавший монастырь, в котором им было возрождено на Руси монашеское общежитие,
что именно эта обитель и откроет сезон охоты за крестьянской землей?
Приведу несколько цитат из книги Г. Е. Кочина «Сельское хозяйство на Руси».
«Из числа уцелевших судных дел XV в. большинство является тяжбами монастырей с соседями-крестьянами
за земельные угодья. До трех десятков таких дел падает на Троице-Сергиев монастырь. Среди них на первом плане - случаи захвата монастырем земельных угодий черных волостей. Используются тяжелые времена невзгод: разорение деревень от нападений жестокого врага (Едигеева рать), тяжелый «великий мор» 1420-х годов, разорение от ратных людей и разбоев».
«В стремлении во что бы то ни стало, не брезгуя никакими средствами, создать себе обеспеченную жизнь монастыри до-стигли очень многого по линии расширения владений и умножения в них числа крестьян. Нападение врагов, стихийные бедствия, эпидемии, частые в конце XIV и в первой половине XV в. феодальные войны в Северо-Восточной Руси опустошали страну, вызывали кризисы в сельском хозяйстве. Вот в такое-то время монастыри и старались захватить и заселить опустевшие деревии, освоить пожни, рыбные, бортные и всякие другие угодья, принадлежавшие крестьянам».
Первая в России массовая приватизация по своей сути мало чем отличалась от чубайсовской конца прошлого века. И эту последнюю можно обвинять в чем угодно, но только не в отклонении от «традиционных ценностей».
«Судьи поддерживали монастырь». Кто бы сомневался? Дружба властей с попами против народа - еще одна наша «традиционная ценность».
«Монастыри и поддерживающая их власть, оставляя в стороне ясные показания старожильцев, отстаивавших справедливые требования, решали дело в пользу землевладельцев-феодалов». О!Насколько вот это тоже до боли знакомо!

Если бы власть оказалась тогда более справедливой и следовала библейским принципам правого суда, то и вся история страны, возможно, пошла бы по совершенно другому пути. Впрочем, ровно то же самое можно сказать и о приватизации 90-х…
Отнимая землю у черных волостей, монастыри подрывали ресурсы независимой крестьянской общины, заставляя ее обитателей искать покровительства сильной руки землевладельцев - как духовных (т. е. самих себя), так и светских.
Последние очень быстро освоили метод «сравнительно честного» отъема земли у народа и преуспели в нем не хуже своих духовных пастырей.
К чести РПЦ нужно сказать, что отнюдь не все ее иерархи поддерживали этот рейдерский раж. Но нестяжатели, как известно, свой спор с иосифлянами проиграли, после чего очень скоро монастыри стали владеть уже не только землей, но и самими крестьянами, т. е. по сути стали крупными рабовладельцами.
В общем-то, вполне заслуженно. Как видим, именно РПЦ еще в 15 веке сделала первые важные шаги на пути к установлению в стране крепостного рабства, благодаря ему сотни лет процветала, а к инициативе по его отмене ни малейшего отношения не имела.
Почему крепостничество до сих пор не пополнило набор «традиционных ценностей», весьма удивительно. По-моему, давно уже нет никаких препятствий для того, чтобы оно это сделало.
Система комментирования SigComments
Made on
Tilda