Власти РФ окончательно перестали доверять ее гражданам.
Как всегда, равнение на Москву
В прошлом году полностью незамеченным прошел 160-летний юбилей земской реформы Александра I, давшей импульс развитию в нашем отечестве самого передового в Европе местного самоуправления (МСУ). А в этом исполняется 30 лет принятию и вступлению в силу федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Я тогда был депутатом ГД и принимал активное участие в его разработке; в 1998 году добился принятия другого важного закона - «О финансовых основах МСУ в РФ».
Однако, в начале нулевых поддержка МСУ сменилась борьбой с ним. Второй из этих законов был быстро отменен, а первый стали пинками загонять в «вертикаль власти».
Сегодня эта борьба вступает в фазу окончательного разгрома. По всей стране идет ликвидация МСУ на его базовом низовом уровне - малых городов и сельских поселений. Его перемещают на более высокий районный уровень, где власть не встречается с населением лицом к лицу. Кроме того, там ее легче контролировать региональным чиновникам.
Вот типичная ситуация: «в Новгородское «Яблоко» обратились более 50 жителей Новгородского района и сообщили о том, что категорически не согласны с реформой, но не смогли сообщить свое мнение, так как о слушаниях не были информированы».
Имея в действующих законах все необходимое для ликвидации МСУ, власти готовят еще один инструмент, который можно сравнить, пожалуй, только с кувалдой.
Сегодня во втором чтении принимается законопроект, позволяющий региональным властям вводить одноуровневое самоуправление своими решениями - без учета мнения населения. «Ведомости» пишут, что это делается по инициативе Татарстана
Однако, есть субъект РФ, чье влияние на ликвидацию института МСУ в России гораздо значительнее. Это Москва, которой вместе с Петербургом разрешили опустить МСУ ниже плинтуса еще в тех же нулевых, но преуспела она в этом больше, чем Питер. Достаточно указать только на тот факт, что нынешние поправки позволяют региональным властям присваивать полномочия МСУ только при введении военного положения.
Обеим столицам это уже более 20 лет можно делать и без него. Поэтому в городе МСУ уже давно не только не занимается типично местными вопросами градостроительства, благоустройства и т. п., но не имеет права согласования по данным вопросам. Публичные слушания в Новгородской области и остальных регионах РФ, хотя и имитируются, но все-таки формально проводятся. В Москве их нет уже 3 года и не нужно ей для этого никакого военного положения.
Нисколько не сомневаюсь, что имея перед глазами пример столицы, другие регионы не успокоятся, пока не урежут права МСУ до ее уровня, т.е. окончательно.
В целом же отношение к данному институту всей нашей вертикальной власти весьма показательно.
Ее недоверие к народу и его самостоятельной инициативе отбросило Россию мии на два столетия назад - к дореформенным николаевским временам.
Оно давно перешла ту грань, за которой очевидно неуважение и презрение. Следующим шагом, видимо, станет восстановление в полном объеме крепостного права. При полном молчании или даже одобрении самих крепостных.
Сергей Митрохин