Какое явление перед нами?
Банальная провинциальность русского народа, который хотя и борется с Вашингтоном последние 25 лет, но все равно все свои последние надежды возлагает на единственную сверхдержаву? Или, может быть, это тоска по конкурентным выборам и сменяемости власти, когда политической курс твоей страны меняется не один раз за жизнь, а каждые четыре года? А может быть действительно, народ в своей массе уверовал в «контрреволюцию Трампа» и ждет от него изменений, как от Владимира Ленина – способных перевернуть весь мир? И отсюда радость, ведь «Трамп-то наш».
Вариантов много. И в основании каждого их них прослеживается базовая вера в то, что возвращение к власти Трампа поменяет именно вашу персональную жизнь. На мой взгляд, в этом видна глубокая травма русского народа: россияне постоянно ждут, терпят, надеются на вождя, на президента США, на Бога, на кого-то Другого. Тем более, что при «старике Байдене» началось СВО, Америка финансировала Украину, а в России начались проблемы, связанные с санкциями и международной изоляцией! А вчера американцы и вовсе разрешили бить дальнобойными ракетами вглубь России, по тылам действующей армии.
С тех пор, как в 1946 году началась Холодная война, Черчилль произнес речь о «Железном занавесе», а из-под пера товарища Сталина стали выходить первые «методички», Америка стала нашим «заклятым врагом» навсегда. Именно в Вашингтон сходились щупальца реваншизма, милитаризма, сионизма, военщины и фашизма. Но при Джо Байдене Америка стала не просто врагом, а врагом сумасшедшим и чокнутым. И мы этого врага должны не только победить (часто мои респонденты отвечают: «Ничего, мы обязательно победим»), но и пожалеть и излечить. Ведь мы-то вменяемые, а Вашингтон в очевидной деменции. И когда Трамп победил на выборах 5 ноября, очень многие «считали» данную победу как «исцеление Америки». Ведь Трамп-то хороший, он обещал остановить конфликт на Украине за 24 часа в случае своего избрания (теперь все думают: после инаугурации, наверное?)
При Байдене Россия страдала, а Трамп сказал, что «придет и молча поправит всё».
На Трампа надеются не только рядовые россияне, но и высшие эшелоны российской власти, а СМИ все это транслирует, поддерживая и множа глубинные надежды: «Трамп не любит вкладываться в «дурные благотворительные прожекты и в прожорливые международные организации», - сообщил бывший президент Дмитрий Медведев; «Судя по предвыборной риторике (если ей все еще можно верить), команда республиканцев не собирается отправлять в топку прокси-войны против России все больше денег американских налогоплательщиков. Возможно, здесь есть шанс», - сказал лидер ЛДПР Слуцкий; «Можно позвонить Зеленскому, сказать ему: капитулируй, арестовывай нацистов. Это был бы лучший вариант, но, я думаю, такого не последует, но, по крайней мере, Трамп готов к переговорам», – заявил Зюганов; «это победа здравого смысла в стране, на которую ориентируется полмира», - считает лидер «Новых Людей» Нечаев.
Российский бизнес же вслед за политиками надеется на снятие или смягчение санкций, а люди каждую новость вроде «Volkswagen» возвращается в Россию» воспринимают как маленькое начало больших позитивных изменений.
Но почему же мы все так верим в чужого президента?
Может быть потому, что в России всё всегда меняется очень медленно и часто не в лучшую сторону. А виноват в этом всегда кто-то другой: Америка, например. А может быть мы просто устали «болеть», вымотались из-за неопределенности будущего и просто хотим чуда. Чтобы весь тот кошмар за окном уже кончился и всё снова «стало как было»?