Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о планах расширения пляжных зон в столице. Летом 2024 года в городе открылись 23 зоны отдыха у воды, включая территории в парках «Дубки», Измайловском парке и на Северном речном вокзале. Проект предусматривает не только купание, но и инфраструктуру: шезлонги, кафе, спортивные площадки и даже бассейны, как в комплексе Dream Beach в Нагатинской пойме. По словам мэра, это сделает Москву «городом для летнего отдыха»
moskvichmag.ru,
Realty.RBC.ru.
Однако инициатива вызвала критику.
Сергей Митрохин назвал подход властей нерациональным: «
Превращать мегаполис в курорт — значит игнорировать реальные потребности горожан. Деньги лучше направить на транспорт, больницы, школы и благоустройство районов, а не на имитацию Сочи». Он напомнил о проблеме коммерциализации природных зон, как в Серебряном бору, где пляжи «захватили кафе и корпоративы», а вековые сосны вырубают под стройки
mskgazeta.ru.
Собянин делает ставку на рекреацию: новые пляжи, по его мнению, повысят качество жизни и туристическую привлекательность. Но критики, включая Митрохина, указывают на риски:
- Бюджетные траты. Создание пляжей с бассейнами и инфраструктурой требует миллионов рублей. Эти средства, по мнению оппозиции, стоило бы вложить в ремонт дорог, развитие общественного транспорта или модернизацию ЖКХ.
- Угроза экологии. Уже сейчас в Серебряном бору из-за наплыва туристов и коммерческих объектов страдает уникальная природа. Активисты опасаются, что новые зоны отдыха повторят этот сценарий.
- Приоритеты горожан. Как показывают опросы, москвичи чаще жалуются на пробки, недостаток поликлиник и дороговизну жилья, а не на отсутствие пляжей. «Зачем строить бассейны в парках, если во дворах нет детских площадок?» — задаётся вопросом Митрохин.
Это не первый конфликт вокруг градостроительных проектов. В 2021 году Митрохин уже критиковал застройку Серебряного бора, а жители не раз побеждали в спорах с властями — например, сохранив Ленинский проспект от превращения в «второй МКАД» Опыт показывает: москвичи готовы отстаивать баланс между развитием и сохранением городской среды.Введение масштабных рекреационных зон в Москве заставляет экспертов задаться вопросом: насколько самостоятельны такие решения мэрии? Аналитики напоминают, что крупные инфраструктурные проекты в столице редко обходятся без участия заинтересованных игроков.
«За последние годы в Москве сформировался пул компаний, тесно связанных с городскими тендерами, — отмечает политолог Дмитрий Орешкин. — Это касается и благоустройства, и строительства. Неудивительно, если подрядчики новых пляжей окажутся из числа „проверенных“ фирм». Действительно, в 2023 году 70% контрактов на обустройство общественных пространств получили всего пять организаций, включая АО «Мосинжпроект» и ГБУ «Гормост» (данные портала госзакупок).
Экс-депутат Мосгордумы
Елена Шувалова обращает внимание на конфликт интересов: «Частные операторы пляжей платят городу за аренду, но получают сверхприбыли от кафе и развлечений. При этом доступ москвичей к „коммерциализированным“ зонам ограничен». Яркий пример — парк «Зарядье», где 60% площадей отдано под платные аттракционы и рестораны.
Официально мэрия отрицает давление лоббистов. «Все проекты согласуются с жителями через „Активный гражданин“», — заявил пресс-секретарь Собянина. Однако независимые юристы указывают на формальность таких опросов: в случае с пляжами в Серебряном бору 80% респондентов выступили против застройки, но строительство продолжилось (данные движения «Архнадзор»).
Возможные сценарии:- Административный ресурс. Собянин, как мэр с 2010 года, обладает значительной автономией в принятии решений. Его команда могла инициировать пляжный проект для укрепления имиджа «города возможностей».
- Бизнес-интересы. Расширение рекреационных зон выгодно девелоперам и операторам инфраструктуры. Например, компания «Ингеоком», участвующая в реновации парков, в 2024 году увеличила прибыль на 40% благодаря госзаказам (отчёт РБК).
- Политический заказ. Создание «курортной Москвы» может быть частью федеральной стратегии по повышению туристической привлекательности перед выборами 2026 года.
Пока однозначных доказательств влияния лоббистов нет, но история с «Москва-Сити» и реновацией показывает: за масштабными стройками часто стоят интересы крупного капитала. Как отметил экономист Михаил Делягин: «В России бюджетные проекты — это не про общественное благо, а про распределение средств между своими». Остаётся надеяться, что пляжи станут исключением.